- ОЛЬГА ФЕДОСЕЕВНА СЕРГЕЕВА -
самая известная псковская певица.
Исполнительницу аутентичных песен из Усвят «открыла» миру Елена Разумовская -собиратель песен О. Сергеевой, преподаватель муз. училища им. Н.А. Римского-Корсакова,
председатель жюри 1го открытого фолк фестиваля памяти О.Ф.Сергеевой.
Как рассказала Е. Разумовская, Ольгу Федосеевну Сергееву (1922 – 2003) ей посчастливилось встретить в деревне Щепуново в 1971 году, когда она впервые повезла своих студентов на фольклорную практику в Усвятский район Псковской области. За 10 лет активного общения с певицей от нее записано более 300 песен самых разных жанров.
. Трижды Е.Разумовская привозила Ольгу Федосеевну в Ленинград, где она выступала как солистка в этнографических концертах Дома Композиторов, на ленинградском радио, на фольклорных конференциях, а также записывалась на пластинки фирмой "Мелодия".
. Два лета прожила в доме песнехорки (так на юге Псковщины называют женщину, любящую петь) эстрадная исполнительница народных песен Евгения Смольянинова, перенимая ее репертуар и манеру пения.
. Песню Сергеевой "Кумушки", а также свадебный плач и имитацию скрипичного наигрыша "языком" (голосом, подражающим звучанию инструмента) процитировал Андрей Тарковский в своей картине "Ностальгия".
. Псковское телевидение сделало два документальных фильма о Сергеевой. В 2003 г. студия Ленфильма выпустила художественную картину "Бабуся", для которой автор сценария и режиссер Л.А. Боброва отобрала несколько записей Сергеевой ("У зелёном у саду пташечка пропела", "А я знаю, что в нашем караваю" и др.).
В 2004 г, в годовщину смерти Ольги Сергеевой в районном центре Усвяты был устроен фольклорный праздник областного значения.
С 2006 г Псковский областной центр народного творчества включил в план своей работы проведение ежегодного фольклорного фестиваля имени О.Ф. Сергеевой.
Таким образом, Ольга Сергеева оказалась самой знаменитой псковской певицей,
и, “с легкой руки" великого русского кинорежиссера, тембр ее голоса стал музыкальным знаком России.
Сама Ольга Федосеевна считала своей учительницей соседку в родной деревне Перелазы Арину Федотовну Семенову:
"Я с детства бегала к Василихе (прозвище Семеновой по имени мужа Василия), всё слухала, как ина пяеть, пока все песни яе не переняла. Но пою по-своему, як мне урютнее (удобнее). Кажный пяеть, як яму урютней, и в кажной песне по сто перямен. Вы скоко бы ко мне ни ездили, всё равно всих песен моих не вóзьмете. Скоко бы ни увязлú – всё равно у мяне что-нибудь да останется, да к тому ж я ящё и новые подхвачу. Так что ездить вам ко мне целый век".
"В каждой песне по сто перемен". Этими словами певица подсознательно определяет своеобразные, личностные признаки своего исполнительского стиля: виртуозное владение вокальной техникой микроварьирования с "кружевом" украшений отдельных звуков песенной мелодии (т.н. мелизмы)– на уровне ювелирно изобретательной интонационной работы инструменталиста. Ей "урютнее" петь именно так.
Свободно пользоваться своим уникальным исполнительским мастерством Ольга Федосеевна могла только при сольном пении, поэтому она, интуитивно ощущая свою творческую индивидуальность, предпочитала петь в одиночку. И пела обычно, вопреки общей усвятской традиции, негромко, прикрытым звуком, мягко интонируя, эмоционально несколько отстраненно.
В её исполнении - ничего внешнего, эмоционально открытого. Это пение только для себя и про себя, без расчета на слушателя. Простота, естественность, строгость сочетаются здесь с импровизационной свободой и тончайшей выразительностью вокальной мелодии.
Даже плач в ее исполнении приобретает звучит по ахматовской формуле:
“Это не я, это кто-то другой страдает, я бы так не могла".